Кафедра дошкольного и начального образования

Федорцева Марина Борисовна Заведующий кафедрой

Кафедра дошкольного и начального образования существует с 19 марта 2018 года.

Деятельность кафедры осуществляется в соответствии с нормативными документами (Уставом МАОУ ДПО ИПК, положением о кафедре, должностными инструкциями сотрудников кафедры), на основе приоритетных направлений и актуальных проблем образования взрослых.

Миссия кафедры: формирование и развитие дополнительных профессиональных компетентностей руководящих и  педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов образовательных организаций посредством качественного и своевременного удовлетворения их образовательных потребностей в соответствии с учетом  профессионального стандарта «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»  (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н).


Дошкольная педагогика.

Проектирование и реализация образовательных программ дошкольного образования.

Поддержка разнообразия дошкольного детства в условиях реализации ФГОС. поддержки разнообразия дошкольного детства в условиях реализации ФГОС

Педагогика и методика начального образования

Оценка достижения планиуремых результатов  учащихся начальной и основной школы в соответствии с требованиями ФГОС

Урок в системно-деятельностном подходе

В дополнительной профессиональной программе «Дошкольное образование: психолого-педагогические и методические аспекты образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС» предусмотрено совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС. Слушатели познакомятся с современными тенденциями развития системы дошкольного образования, систематизируют знания о психологических особенностях развития детей дошкольного возраста. Содержание деятельности воспитателя ДОО конкретизируется с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и профессионального стандарта воспитателя. Освещаются вопросы проектирования рабочих программ педагогов ДОО, применения современных технологий дошкольного образования, психолого-педагогической поддержки семьи по вопросам разностороннего развития и здорового питания детей. Слушатели познакомятся с особенностями информационной образовательной среды педагога ДОО. Педагогический практикум предусматривает знакомство с передовым педагогическим опытом воспитателей ДОО в условиях стандартизации дошкольного образования.

В дополнительной профессиональной программе «Дошкольное образование: психолого-педагогические и методические аспекты образовательной деятельности воспитателя группы компенсирующей направленности в условиях реализации ФГОС» рассматриваются психолого-педагогические и методические особенности работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. Содержание деятельности воспитателя группы компенсирующей направленности ДОО конкретизируется с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и профессионального стандарта воспитателя. Особое внимание уделено проектированию рабочих программ педагогов, организации образовательной деятельности в современном детском саду. Освещаются вопросы психолого-педагогической поддержки семьи по вопросам разностороннего развития и здорового питания детей, реализации индивидуального и средового подходов в дошкольном образовании. Слушатели познакомятся с особенностями информационной образовательной среды педагога ДОО. Педагогический практикум предусматривает знакомство с передовым педагогическим опытом воспитателей групп компенсирующей направленности ДОО в условиях стандартизации дошкольного образования.

Дополнительная профессиональная программа «Дошкольное образование: психолого-педагогические и методические аспекты образовательной деятельности музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС» предполагает формирование у слушателей дополнительных профессиональных компетентностей для реализации перспективных направлений музыкального образования дошкольников в условиях в реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и профессионального стандарта воспитателя. Содержание деятельности музыкального руководителя ДОО конкретизируется с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и профессионального стандарта воспитателя. Слушатели познакомятся с современными тенденциями развития системы дошкольного образования, систематизируют знания о психологических особенностях развития детей дошкольного возраста. Освещаются вопросы проектирования рабочих программ педагогов ДОО, организации образовательной деятельности музыкального руководителя, психолого-педагогической поддержки семьи по вопросам разностороннего развития и здорового питания детей дошкольного возраста, организации развивающей предметно-пространственной среды. Слушатели познакомятся с особенностями информационной образовательной среды педагога ДОО. Педагогический практикум в образовательном учреждении предусматривает знакомство с передовым педагогическим опытом музыкальных руководителей ДОО в условиях стандартизации дошкольного образования.

В дополнительной профессиональной программе «Дошкольное образование: профессиональная деятельность старшего воспитателя в условиях реализации ФГОС» предусмотрено совершенствование профессиональных компетенций старшего воспитателя, необходимых для управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении с учетом федерального государственного образовательного стандарта и профессионального стандарта воспитания. Слушатели познакомятся с современными тенденциями развития системы дошкольного образования, основами управления личностно-профессиональным развитием педагогов, особенностями информационной образовательной среды педагога ДОО. Освещаются вопросы методического сопровождения образовательной деятельности в современной дошкольной организации, психолого-педагогической поддержки семьи по вопросам разностороннего развития и здорового питания детей. Особое внимание уделено проектированию и реализации образовательных программ дошкольного образования, организации образовательной деятельности в современном детском саду. Педагогический практикум предусматривает знакомство с передовым педагогическим опытом старших воспитателей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Дополнительная профессиональная программа «Психолого-педагогические и здоровьесберегающие аспекты профессиональной деятельности младших воспитателей дошкольных образовательных организаций» предполагает качественное изменение профессиональных компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций младших воспитателей. В программе курсов рассматриваются современные тенденции развития дошкольного образования, основные направления развития детей дошкольного возраста, требования к целостному педагогическому процессу ДОО, обеспечивающему развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств воспитанников. Особое внимание в программе уделено здоровьесберегающим аспектам профессиональной деятельности младшего воспитателя. Слушатели познакомятся со здоровьесберегающими технологиями в работе с детьми дошкольного возраста, систематизируют знания об особенностях формирования здоровьесберегающей среды ДОО. Педагогический практикум предусматривает знакомство с передовым опытом практической деятельности младшего воспитателя ДОО.

Дополнительная профессиональная программа «Дошкольное образование: разработка и реализация адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья» предполагает качественное изменение профессиональных компетенций старших воспитателей, необходимых для выполнения трудовых функций «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации программ дошкольного образования». Слушатели познакомятся с психологическими особенностями детей раннего и дошкольного возраста, получат возможность разработать адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогический практикум предусматривает знакомство с передовым опытом проектировочной и образовательной деятельности в ДОО.

В программе «Дошкольное образование: методика организации работы по тестопластике с учетом требований ФГОС»  предусмотрено совершенствование профессиональных компетенций педагога дошкольного образовательного учреждения, необходимых для организации работы по тестопластике с учетом требований ФГОС. Слушатели познакомятся с технологией работы с солёным тестом, особенностями оформления и украшения изделий из соленого теста.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО реализуется курс повышения квалификации для учителей начальных классов по дополнительной профессиональной программе «Психолого-педагогические и методические аспекты начального образования», на котором слушатели знакомятся с нормативными документами , регламентирующими образовательную деятельность в современной начальной школе, с методическими особенностями организации работы учителя по подготовке детей к предметным олимпиадам, с технологией формирующего оценивания. В ходе обучения слушатели имеют возможность получить практические умения по подготовке и реализации урока в системно-деятельностном подходе, посетить открытый урок учителя-практика, победите ля конкурса профессионального мастерства. В рамках данного курса разработаны учебные модули (программы) на 18 часов «Проектирование урока в системно-деятельностном подходе» , «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики», «Оценивание образовательных достижений учащихся начальной школы», «Методика обучения решению текстовых арифметических задач», которые могут быть реализованы как в очной , так и в дистанционной форме обучения.

Для учителей –предметников общеобразовательных организаций подготовлена программа на 18 часов «Современная оценка образовательных результатов учащихся при получении основного общего образования», которая реализуется с использованием ДОТ.

В рамках научно-исследовательской работы на 2018-2020 году по теме «Разработка и внедрение муниципальной модели управления качеством образования» сотрудники кафедры участвуют в работе научных лабораторий.

Направления работы научной лаборатории «Интеграция формального, неформального ПК как условие профессионального развития педагогических кадров»:

  • Профессиональный стандарт педагога.
  • Индивидуальные маршруты профессионального развития педагогических работников.
  • Персональные образовательные среды.
  • Внутрифирменное профессиональное развитие педагогов.
  • Модель поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: система учительского роста.

Направления работы научной лаборатории «Лонгитюдное исследование оценки качества дошкольного образования на муниципальном уровне»:

  • Разработка и реализация модели лонгитюдного исследования оценки качества дошкольного образования на муниципальном уровне.
  • Тренинги экспертной команды на этапе подготовки к проведению процедуры оценки качества дошкольного образования в ДОО города.
  • Концепция лонгитюдного исследования оценки качества дошкольного образования на муниципальном уровне.
  • Консалтинг экспертов-наблюдателей на этапе подготовки экспертных заключения (аналитические материалы схемо-графического и текстового формата) по результатам проведения процедуры оценки качества дошкольного образования в ДОО города.
  • Критерии и показатели оценки качества дошкольного образования на муниципальном уровне.
  • Консалтинг экспертов-наблюдателей на этапе проведения процедуры оценки качества дошкольного образования методом наблюдения в ДОО города.
  • Профессиограмма педагога-исследователя.

Научно-методический проект «ФГОС дошкольного образования: от идеи к деятельности»

Цель: разработка и апробация научно-методического сопровождения проектирования, экспертизы и реализации образовательных программ дошкольного образования с учетом ФГОС в условиях муниципальной системы образования

Задачи:

  • Обеспечить методическое сопровождение реализации муниципального плана мероприятий («дорожной карты») по реализации ФГОС дошкольного образования.
  • Провести анализ оптимальных моделей образовательного процесса дошкольных образовательных организаций.
  • Разработать и апробировать модель персональной образовательной среды профессионального развития педагога в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

Обобщить и диссеминировать позитивный педагогический опыт поддержки разнообразия дошкольного детства (в том числе в сетевом взаимодействии образовательных организаций разного типа).

Научно-методический проект «ФГОС ОО: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ»

Цель: создание условий для повышения профессиональных компетентностей руководящих и педагогических работников муниципальной системы образования по вопросам реализации основной образовательной программы ОУ

Задачи:

  • Информационная поддержка педагогов по вопросам реализации ООП ОУ в образовательных учреждениях Новокузнецкого ГО.
  • Непрерывность профессионального развития работников МСО через персонализацию формального повышения квалификации и развитие неформального повышения квалификации.
  • Учебно-методическое и научно-методическое сопровождение образовательных учреждений по реализации ООП ОУ.

Выявление, изучение, обобщение и представление педагогической общественности ценного педагогического опыта реализации ООП ОУ.