Научно-исследовательская работа

Паспорт темы НИР кафедры дошкольного образования

Тема: Персональная образовательная среда профессионального развития педагога ДОУ в условиях введения ФГОС.

Ключевые слова: повышение квалификации; неформальное образование; образовательные технологии; персонализация образования; профессиональное развитие; непрерывное образование; профессиональный стандарт воспитателя; профессиональные компетенции педагога ДОУ; федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Актуальность темы НИР для ИПК

В настоящее время все более востребован педагог, обладающий высоким уровнем личной и профессиональной культуры, широким контекстным мышлением, что позволяет ему продуктивно использовать и преумножать свой педагогический опыт, свободно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям профессиональной деятельности и общения.

Мы сегодня отмечаем массовое снижение интереса педагогов к курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовке на уровне личной потребности. Основным мотивом является мотив должествования или исполнение поручения администрации.  Очевидно, что при таком отношении к процессу учения, эффективность гораздо ниже затрачиваемым ресурсам. Возникает парадоксальная ситуация: даже увеличение финансирования на повышение квалификации не приводит к повышению профессионализма педагогов и повышению качества преподавания.

Решение проблема лежит на наш взгляд в необходимости осуществить переход от обучающего принципа построения учебного процесса, в котором доминируют методы обучения под заданные функции, к образовательно-развивающему, где наиболее важным фактором является формирование саморегулируемых знаний, связанных с механизмами развития и самореализации личности в профессиональной деятельности. Сложившаяся система повышения квалификации во многом продолжает сохранять черты закрытости, инертности и редукции. Поиск эффективных организационных и педагогических моделей повышения квалификации приобретает сегодня особую значимость.

Процесс организации самостоятельной работы слушателей на курсах повышения квалификации и в межкурсовой период в настоящее время не носит рефлексивного характера, а значит, не обогащается личностным смыслом, не формирует у педагогов убеждения в том, что «самостоятельная деятельность педагога — его личная ответственность» (С.Д. Неверкович). Однако без этого невозможно формирование как объективных социокультурно обусловленных компетенций, так и субъективных индивидуально-смысловых структур личности и деятельности педагога в условиях модернизации образования.

Существующие научные подходы к обозначенной в актуальности проблеме

Анализ научной литературы и изучение реальной образовательной практики в системе дополнительного профессионального педагогического образования выявили, что проблемы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров в образовании стали предметом исследования широкого круга ученых.

В новой образовательной реальности ведущими подходами к подготовке педагогических кадров и повышению их квалификации становятся: личностно-ориентированный подход (В. И. Андреев, Е. В. Бондаревская, В. В. Краевский, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Н. И. Трубникова, И. С. Якиманская и др.), личностно-деятельностный (Л. А. Безбородова, Л. М. Гура, В. Г. Кочеткова), контекстный (Л. Ф. Афонченко, Т. И. Калашникова); акмеологический подход (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова, А. А. Реан и др.); практико-ориентированный подход (Н. В. Андрейчук, Б. М. Игошев, Е. И. Мычко, В. Э. Огородник и др.); модульный (блочно-модульный, модульно-задачный) подход (Р. М. Асланов, А. А. Вербицкий, И. В. Кошкин, Е. А. Никодимова, Т. В. Сафронова и др.); персонифицированный подход (А. Д. Артамонов, Г. Э. Галкина, В. И. Матис, С. Ф. Хлебунова, Т. Н. Щербакова, Г.Р. Юсупова и др.); интегративный (интегрированный) подход (О. А. Абдуллина, М. Н. Берулава, И. А. Колесникова, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин и др.); особое место в разработке новых моделей повышения квалификации принадлежит системно-деятельностному подходу (Л.Т. Анцыферова, И. В. Блауберг, В. В. Давыдов, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, О. С. Прикот, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.) и компетентностному (В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, Т. В. Иванова, О. Е. Лебедев, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.).

Можно утверждать, что существуют определенные теоретические и практические предпосылки для решения проблемы создания такой системы повышения квалификации, которая бы обеспечивала перевод накопленных работником образования знаний в поле практических задач, позволяла бы максимально раскрывать его индвидуально-творческие способности в педагогической и управленческой деятельности. При этом следует отметить, что ни один из изученных подходов полностью не раскрывает потенциалы системы повышения квалификации с точки зрения ее ориентации на профессиональный рост работника образования, необходимым компонентом которого является развитие инновационной составляющей его деятельности.

Выявленные противоречия:

—       между возросшими требованиями к педагогическим и управленческим кадрам как основному ресурсу модернизации образования и неразработанностью методологических основ построения системы повышения квалификации с учетом индивидуальных потребностей и педагогического опыта конкретного специалиста;

—       между наличием различных успешных практик реализации персонализированного подхода в повышении квалификации педагогических работников и отсутствием целостной персонализированной системы повышения квалификации в муниципальной системе образования;

—       между возможностями персональной образовательной среды для профессионального развития педагога ДОУ и отсутствием механизмов ее организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

Проблема исследования: каковы организационно-педагогические пути и средства формирования персональной образовательной среды профессионального развития педагога ДОУ в условиях введения ФГОС?

Объект исследования: персонализация профессионального развития педагогических работников в формальном и неформальном повышении квалификации.

Предмет исследования: организационно-педагогические пути и средства формирования персональной образовательной среды профессионального развития педагога ДОУ в условиях введения ФГОС.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить модель персональной образовательной среды профессионального развития педагога ДОУ в условиях введения ФГОС. Р

абочая гипотеза: Персональная образовательная среда может быть эффективным ресурсом профессионального развития педагога ДОУ в условиях введения ФГОС, если:

—       для каждого конкретного педагога будет сформирована персональная образовательная среда, основанная на свойстве адаптации информационно-коммуникационной образовательной среды к целям, содержанию и планируемым результатам профессионального развития, потребностям и способностям педагога;

—       реализация модели будет обеспечена сетевой организацией и образовательной миграцией в персональные образовательные сферы;

—       будет обеспечена интеграция формального и неформального повышения квалификации работников образования.

Задачи:

1)       Анализ теоретических аспектов проблемы неформального повышения квалификации педагогов в контексте персонализации образования.

2)       Определить сущность и особенности формирования персональной образовательной среды профессионального развития педагога ДОУ в условиях введения ФГОС.

3)       Разработка модели персональной образовательной среды профессионального развития педагога ДОУ в условиях введения ФГОС. 4)       Разработка диагностического инструментария оценки эффективности неформального повышения квалификации в персональной образовательной среды профессионального развития педагога современного ДОУ.

Этапы НИР:

I. Проектировочный этап (2014-2015 годы).

II. Организационный этап (2015-2016 годы).

III. Обобщающий этап (2016-2017 годы).

Руководитель темы: Федорцева Марина Борисовна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольного образования МАОУ ДПО ИПК.

Список участников ВНИКа: Касаткина Наталья Эмильевна, Вотинова Елена Григорьевна, Качан Любовь Геннадьевна, Макеева Ирина Александровна.

 

Модель персональной образовательной среды профессионального развития педагога ДОУ в условиях введения ФГОС. Пояснения к модели.