Научно-методическая работа

Научно-методический проект кафедры
«ФГОС ОО: от теории к практике»

Руководитель проекта: Автайкина Татьяна Осиповна

Паспорт проекта

Наименование проектаФГОС ОО: от теории к практике
Актуальность проектаВ настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать. Важной педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Одной из составляющих является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими.
Для реализации этих задач российское образование переведено на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Перед педагогами поставлена задача овладеть навыками, требуемыми ФГОС и перестроить на их основе свою педагогическую деятельность.
Руководители проектаНагрелли Е. А., канд. пед. наук, проректор по научно-методической работе;
Дунина-Седенкова Е. Г., канд. пед. наук, проректор по учебно-методической работе;
Автайкина Т. О., канд. пед. наук, заведующий кафедрой начального и дополнительного образования;
Перова Т. Ю., канд. пед. наук, заведующий кафедрой теории и методики общего образования
Исполнители проектамуниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации»
Нормативно-правовая база - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образова-нии в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ Министерства образования и науки РФ № 1644 от 29 декабря 2014 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении ФГОС среднего (полного) общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1645 от 29 декабря 2014 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении ФГОС среднего (полного) общего образования»
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие обра-зования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Прави-тельства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р
- Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2021 года
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная по-становлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р
- Закон Кемеровской области от 05.07.2013 г. № 86-ЗО «Об образовании»
ЦельСоздание условий для повышения профессиональных компетентностей руководящих и педагогических работников муниципальной системы образования по вопросам реализации основной образовательной программы ОУ
Задачи1. Информационная поддержка руководящих работников и педагогов по вопросам реализации ООП ОУ в образовательных учреждениях Новокузнецкого ГО.
2. Непрерывность профессионального развития работников МСО через персонализацию формального повышения квалификации и развитие неформального повышения квалификации.
3. Учебно-методическое и научно-методическое сопровождение образовательных учреждений по реализации ООП ОУ.
4. Выявление, изучение, обобщение и представление педагогической общественности ценного управленческого и педагогического опыта реализации ООП ОУ
Сроки реализации2016-2020 гг.
Целевые группы проектаРуководители и педагогические работники муниципальной системы образования

Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности образовательных учреждений

Муниципальная инновационная площадка КОин и МАОУ ДПО ИПК  на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Тема инновационного проекта

«Формирование профессиональной компетентности педагогов по организации учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС»

(2014-2018 гг.)

Научный консультант: Иванова Тамара Александровна, ст. преподаватель кафедры НиДО

Краткое обоснование актуальности и инновационности проекта

Происходящие в обществе изменения обусловили введение новых федеральных государственных образовательных стандартов в основу которых положена деятельностная парадигма образования. Она постулирует в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

Поскольку приоритетом общества и системы образования определена способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то предполагается, что результат образования должен «измеряться» опытом решения таких задач. Наряду с общей грамотностью значимыми результатами образования выступают умения, связанные с осуществлением проектной и исследовательской деятельностей, развитие у учащихся инициативы, готовности к принятию решений, чувства ответственности, умения продуктивно взаимодействовать, работать в команде и т.п.

Очевидно, что принцип системности в организации педагогической деятельности требует установления связи между формируемыми в процессе образования компетенциями учащихся и профессиональными компетенциями педагога.

Работы ученых, а также практика современного образования свидетельствуют о том, что формальные модели образования не способны в полной мере отвечать на запросы самих педагогов и должны сопровождаться внедрением неформальных моделей образования. Именно неформальные модели профессионального развития, как считает Л. П. Халяпина, «позволяют современному педагогу в полной мере овладеть практическими умениями самостоятельно оценивать педагогические явления и продуктивный опыт своих коллег, обобщать и описывать результаты собственной профессиональной деятельности, организовывать педагогический эксперимент».

Неформальное образование (образование на «рабочем месте»), может рассматриваться как актуализированная область «наращивания» педагогом своей профессиональной компетентности в рамках постформального образования. Соответственно встает вопрос о разработке модели формирования компетентности педагога в области организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях неформального образования. Как отмечает С. Л. Фоменко, специфика компетентностного образования состоит в органическом единстве его метапредметного содержания и проектно-интерактивных форм его процессуального обеспечения. Становление такой образовательной модели требует преодоления традиционного представления о монопредметном индивидуальном характере педагогической деятельности, и утверждения понятия о метапредметном коллективном пространстве взаимодействия учителей и учащихся.

Выбор в качестве площадки для апробации инновационной идеи МБОУ «СОШ № 4 «СОНО» обусловлено следующими причинами.

1. Наличие у педагогов определенного опыта организации учебно-исследовательской деятельности учащихся:

— начальная школа (реализация технологии проблемно-диалогического обучения в рамках ОС «Школа 2100», программ внеурочной деятельности («Я-исследователь», «Наш проект»), программы «Одаренный ребенок», научное общество учащихся «СОВА»);

— основная и средняя (полная) школа (научное общество учащихся, взаимодействие с высшими учебными заведениями: КузГПА, СибГУ).

2. Наличие в составе школы центра дополнительного образования, педагоги которого реализуют программы дополнительного образования для учащихся всех возрастных категорий: «Юный исследователь» (начальная школа»), «Основы научно-исследовательской краеведческой работы» (основная школа), «Твои открытия» (старшая школа); организуют экспедиции; осуществляют методическую работу с учителями школ Центрального района.

Как показывает анализ педагогической практики в данном образовательном учреждении осуществляются поиски наиболее эффективных форм организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Тем не менее, движение в этом направлении носит характер точечных нововведений и не ориентировано на достижение образовательных результатов ФГОС. Для того, чтобы придать этой деятельности системный и научно обоснованный характер необходимо выявить состояние проблемы в практике, разработать модель формирования компетентности педагогов в области организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях неформального образования и экспериментально доказать ее эффективность.

Инновационность данного проекта в масштабе муниципальной системы образования состоит в поиске условий, средств, способов обучения педагогов организации учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС с использованием ресурса неформального образования. Мы считаем, что неформальное образование как актуализированная область «наращивания» педагогом своей профессиональной компетентности в рамках постформального образования позволит более гибко отреагировать на образовательные запросы педагогов конкретной школы с учетом выявленных проблем в практике образовательного учреждения, его традиций и имеющегося опыта работы в этом направлении.

Цель проекта
Разработка и апробация модели формирования профессиональной компетентности педагогов по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС в рамках неформального образования.
Задачи проекта
1.       Выявить структуру и содержание профессиональной компетентности педагогов по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

2.       Выявить условия, средства, способы обучения педагогов организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС в рамках неформального образования.

3.       Определить критерии и механизм оценки профессиональной компетентности педагога по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС.

4.       Разработать научно-методические рекомендации по формированию профессиональной компетентности педагогов по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС рамках неформального образования.

 Муниципальная инновационная площадка КОиН и МАОУ ДПО ИПК  на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50»

Паспорт инновационного проекта

Тема инновационного проекта Формирование ценностных ориентаций учащихся в деятельности детского общественного объединения
Руководитель инновационного проекта от организации Шелегина Анна Владимировна, канд. пед. наук, директор МБОУ «СОШ № 50»
Научный консультант инновационного проекта Иванова Тамара Александровна, преподаватель кафедры начального и дополнительного образования МАОУ ДПО ИПК
Разработчики инновационного проекта Шелегина Анна Владимировна, канд. пед. наук, директор МБОУ «СОШ № 50»

Усова Галина Владимировна, заместитель директора по УМР МБОУ «СОШ № 50»

Емельянова Ольга Владимировна, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 50»

Исполнители инновационного проекта Педагогический коллектив

МБОУ «СОШ № 50»

База реализации инновационного проекта МБОУ «СОШ № 50»
Цели и задачи Цель: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования ценностных ориентаций учащихся в деятельности детского общественного объединения

Задачи:

1)                 проанализировать теоретико-методологические подходы к формированию ценностных ориентаций учащихся, определить ценностные ориентации, формируемые в деятельности детского общественного объединения;

2)                 определить педагогические условия, необходимые для формирования ценностных ориентаций учащихся в деятельности детского общественного объединения, критерии и механизм их оценки в условиях реализации ФГОС;

3)                 разработать модель формирования ценностных ориентаций учащихся в деятельности детского общественного объединения

4)                 осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности модели формирования ценностных ориентаций учащихся в деятельности детского общественного объединения

5)                 разработать методические рекомендации по формированию ценностных ориентаций учащихся в деятельности детского общественного объединения в условиях реализации ФГОС общего образования

Этапы реализации (их краткая характеристика) инновационного проекта Диагностический (2016 г.) — анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих реализацию ФГОС общего образования, изучение состояния проблемы в теории и практике педагогики, анализ воспитательной деятельности в образовательной организации, изучение ценностных ориентаций учащихся МБОУ «СОШ № 50».

Прогностический (2016 г.) – определение пути решения выявленных проблем, разработка плана (программы) эксперимента, прогнозирование ожидаемых результатов реализации модели формирования ценностных ориентаций учащихся в деятельности детского общественного объединения.

Проектировочный (2016-2017 гг.) — разработка, обоснование модели формирования ценностных ориентаций учащихся в деятельности детского общественного объединения.

Внедренческий (2017-2020 гг.)— апробация модели формирования ценностных ориентаций учащихся в деятельности детского общественного объединения.

Обобщающий (2021 г.) — обобщение результатов инновационной деятельности, диссеминация ценного педагогического опыта, подготовка методических материалов по итогам реализации инновационного проекта.

Сроки реализации инновационного проекта 2016-2021 годы
Область изменения Образовательная деятельность в образовательной организации общего образования (формирование ценностных ориентаций учащихся в деятельности детского общественного объединения, совершенствование профессиональной компетентности педагога по проектированию ситуаций и событий, развивающих ценностную сферу ребенка (ценностные ориентации), по оказанию помощи и поддержки деятельности детских общественных объединений)
Продукт деятельности муниципальной инновационной площадки Модель формирования ценностных ориентаций учащихся в деятельности детского общественного объединения (школьного научного общества учащихся), методические рекомендации по ее реализации в деятельности образовательной организации общего образования

 

Муниципальный научно-методический проект

«РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В ГОРОДЕ НОВОКУЗНЕЦКЕ»

Актуальность проекта:

Законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартамиобщего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена основная цель отечественного образования и приоритетная задача общества и государства — это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В 2013 году принята Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе, направленная на укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.

В 2015 году принята Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Документ ориентирован на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, предусматривающих культурно-исторический, системно-деятельностный подход к социальной ситуации развития личностного потенциала детей и подростков.

Реализация Стратегии предполагает качественные изменения в отечественной системе воспитания, направленные на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии.

Возникла потребность анализа и обобщения опыта, корректировки целей и конкретизации содержания воспитания.

Необходима консолидация и координация деятельности образовательных учреждений города по планированию и организации воспитания на основе определения приоритетов воспитания.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.