Научно-методическая работа

Научно-методический проект кафедры
«ФГОС ОО: от теории к практике»

Руководитель проекта: Автайкина Татьяна Осиповна

Паспорт проекта

Наименование проектаФГОС ОО: от теории к практике
Актуальность проектаВ настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать. Важной педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Одной из составляющих является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими.
Для реализации этих задач российское образование переведено на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Перед педагогами поставлена задача овладеть навыками, требуемыми ФГОС и перестроить на их основе свою педагогическую деятельность.
Руководители проектаНагрелли Е. А., канд. пед. наук, проректор по научно-методической работе;
Дунина-Седенкова Е. Г., канд. пед. наук, проректор по учебно-методической работе;
Автайкина Т. О., канд. пед. наук, заведующий кафедрой начального и дополнительного образования;
Перова Т. Ю., канд. пед. наук, заведующий кафедрой теории и методики общего образования
Исполнители проектамуниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации»
Нормативно-правовая база - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образова-нии в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ Министерства образования и науки РФ № 1644 от 29 декабря 2014 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении ФГОС среднего (полного) общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1645 от 29 декабря 2014 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении ФГОС среднего (полного) общего образования»
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие обра-зования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Прави-тельства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р
- Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2021 года
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная по-становлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р
- Закон Кемеровской области от 05.07.2013 г. № 86-ЗО «Об образовании»
ЦельСоздание условий для повышения профессиональных компетентностей руководящих и педагогических работников муниципальной системы образования по вопросам реализации основной образовательной программы ОУ
Задачи1. Информационная поддержка руководящих работников и педагогов по вопросам реализации ООП ОУ в образовательных учреждениях Новокузнецкого ГО.
2. Непрерывность профессионального развития работников МСО через персонализацию формального повышения квалификации и развитие неформального повышения квалификации.
3. Учебно-методическое и научно-методическое сопровождение образовательных учреждений по реализации ООП ОУ.
4. Выявление, изучение, обобщение и представление педагогической общественности ценного управленческого и педагогического опыта реализации ООП ОУ
Сроки реализации2016-2020 гг.
Целевые группы проектаРуководители и педагогические работники муниципальной системы образования

Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности образовательных учреждений

Муниципальная инновационная площадка КОин и МАОУ ДПО ИПК  на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Тема инновационного проекта

«Формирование профессиональной компетентности педагогов по организации учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС»

(2014-2018 гг.)

Научный консультант: Иванова Тамара Александровна, ст. преподаватель кафедры НиДО

Краткое обоснование актуальности и инновационности проекта

Происходящие в обществе изменения обусловили введение новых федеральных государственных образовательных стандартов в основу которых положена деятельностная парадигма образования. Она постулирует в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

Поскольку приоритетом общества и системы образования определена способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то предполагается, что результат образования должен «измеряться» опытом решения таких задач. Наряду с общей грамотностью значимыми результатами образования выступают умения, связанные с осуществлением проектной и исследовательской деятельностей, развитие у учащихся инициативы, готовности к принятию решений, чувства ответственности, умения продуктивно взаимодействовать, работать в команде и т.п.

Очевидно, что принцип системности в организации педагогической деятельности требует установления связи между формируемыми в процессе образования компетенциями учащихся и профессиональными компетенциями педагога.

Работы ученых, а также практика современного образования свидетельствуют о том, что формальные модели образования не способны в полной мере отвечать на запросы самих педагогов и должны сопровождаться внедрением неформальных моделей образования. Именно неформальные модели профессионального развития, как считает Л. П. Халяпина, «позволяют современному педагогу в полной мере овладеть практическими умениями самостоятельно оценивать педагогические явления и продуктивный опыт своих коллег, обобщать и описывать результаты собственной профессиональной деятельности, организовывать педагогический эксперимент».

Неформальное образование (образование на «рабочем месте»), может рассматриваться как актуализированная область «наращивания» педагогом своей профессиональной компетентности в рамках постформального образования. Соответственно встает вопрос о разработке модели формирования компетентности педагога в области организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях неформального образования. Как отмечает С. Л. Фоменко, специфика компетентностного образования состоит в органическом единстве его метапредметного содержания и проектно-интерактивных форм его процессуального обеспечения. Становление такой образовательной модели требует преодоления традиционного представления о монопредметном индивидуальном характере педагогической деятельности, и утверждения понятия о метапредметном коллективном пространстве взаимодействия учителей и учащихся.

Выбор в качестве площадки для апробации инновационной идеи МБОУ «СОШ № 4 «СОНО» обусловлено следующими причинами.

1. Наличие у педагогов определенного опыта организации учебно-исследовательской деятельности учащихся:

— начальная школа (реализация технологии проблемно-диалогического обучения в рамках ОС «Школа 2100», программ внеурочной деятельности («Я-исследователь», «Наш проект»), программы «Одаренный ребенок», научное общество учащихся «СОВА»);

— основная и средняя (полная) школа (научное общество учащихся, взаимодействие с высшими учебными заведениями: КузГПА, СибГУ).

2. Наличие в составе школы центра дополнительного образования, педагоги которого реализуют программы дополнительного образования для учащихся всех возрастных категорий: «Юный исследователь» (начальная школа»), «Основы научно-исследовательской краеведческой работы» (основная школа), «Твои открытия» (старшая школа); организуют экспедиции; осуществляют методическую работу с учителями школ Центрального района.

Как показывает анализ педагогической практики в данном образовательном учреждении осуществляются поиски наиболее эффективных форм организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Тем не менее, движение в этом направлении носит характер точечных нововведений и не ориентировано на достижение образовательных результатов ФГОС. Для того, чтобы придать этой деятельности системный и научно обоснованный характер необходимо выявить состояние проблемы в практике, разработать модель формирования компетентности педагогов в области организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях неформального образования и экспериментально доказать ее эффективность.

Инновационность данного проекта в масштабе муниципальной системы образования состоит в поиске условий, средств, способов обучения педагогов организации учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС с использованием ресурса неформального образования. Мы считаем, что неформальное образование как актуализированная область «наращивания» педагогом своей профессиональной компетентности в рамках постформального образования позволит более гибко отреагировать на образовательные запросы педагогов конкретной школы с учетом выявленных проблем в практике образовательного учреждения, его традиций и имеющегося опыта работы в этом направлении.

Цель проекта
Разработка и апробация модели формирования профессиональной компетентности педагогов по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС в рамках неформального образования.
Задачи проекта
1.       Выявить структуру и содержание профессиональной компетентности педагогов по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

2.       Выявить условия, средства, способы обучения педагогов организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС в рамках неформального образования.

3.       Определить критерии и механизм оценки профессиональной компетентности педагога по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС.

4.       Разработать научно-методические рекомендации по формированию профессиональной компетентности педагогов по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС рамках неформального образования.

 Муниципальная инновационная площадка КОиН и МАОУ ДПО ИПК  на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50»

Паспорт инновационного проекта

Тема инновационного проекта Формирование ценностных ориентаций учащихся в деятельности детского общественного объединения
Руководитель инновационного проекта от организации Шелегина Анна Владимировна, канд. пед. наук, директор МБОУ «СОШ № 50»
Научный консультант инновационного проекта Иванова Тамара Александровна, преподаватель кафедры начального и дополнительного образования МАОУ ДПО ИПК
Разработчики инновационного проекта Шелегина Анна Владимировна, канд. пед. наук, директор МБОУ «СОШ № 50»

Усова Галина Владимировна, заместитель директора по УМР МБОУ «СОШ № 50»

Емельянова Ольга Владимировна, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 50»

Исполнители инновационного проекта Педагогический коллектив

МБОУ «СОШ № 50»

База реализации инновационного проекта МБОУ «СОШ № 50»
Цели и задачи Цель: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования ценностных ориентаций учащихся в деятельности детского общественного объединения

Задачи:

1)                 проанализировать теоретико-методологические подходы к формированию ценностных ориентаций учащихся, определить ценностные ориентации, формируемые в деятельности детского общественного объединения;

2)                 определить педагогические условия, необходимые для формирования ценностных ориентаций учащихся в деятельности детского общественного объединения, критерии и механизм их оценки в условиях реализации ФГОС;

3)                 разработать модель формирования ценностных ориентаций учащихся в деятельности детского общественного объединения

4)                 осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности модели формирования ценностных ориентаций учащихся в деятельности детского общественного объединения

5)                 разработать методические рекомендации по формированию ценностных ориентаций учащихся в деятельности детского общественного объединения в условиях реализации ФГОС общего образования

Этапы реализации (их краткая характеристика) инновационного проекта Диагностический (2016 г.) — анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих реализацию ФГОС общего образования, изучение состояния проблемы в теории и практике педагогики, анализ воспитательной деятельности в образовательной организации, изучение ценностных ориентаций учащихся МБОУ «СОШ № 50».

Прогностический (2016 г.) – определение пути решения выявленных проблем, разработка плана (программы) эксперимента, прогнозирование ожидаемых результатов реализации модели формирования ценностных ориентаций учащихся в деятельности детского общественного объединения.

Проектировочный (2016-2017 гг.) — разработка, обоснование модели формирования ценностных ориентаций учащихся в деятельности детского общественного объединения.

Внедренческий (2017-2020 гг.)— апробация модели формирования ценностных ориентаций учащихся в деятельности детского общественного объединения.

Обобщающий (2021 г.) — обобщение результатов инновационной деятельности, диссеминация ценного педагогического опыта, подготовка методических материалов по итогам реализации инновационного проекта.

Сроки реализации инновационного проекта 2016-2021 годы
Область изменения Образовательная деятельность в образовательной организации общего образования (формирование ценностных ориентаций учащихся в деятельности детского общественного объединения, совершенствование профессиональной компетентности педагога по проектированию ситуаций и событий, развивающих ценностную сферу ребенка (ценностные ориентации), по оказанию помощи и поддержки деятельности детских общественных объединений)
Продукт деятельности муниципальной инновационной площадки Модель формирования ценностных ориентаций учащихся в деятельности детского общественного объединения (школьного научного общества учащихся), методические рекомендации по ее реализации в деятельности образовательной организации общего образования