Лики ратников образования: начальное образование Кузнецка в дореволюционной России (1790 – 1916 гг.)

Городской музей образования МАОУ ДПО ИПК


ЛИКИ РАТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ:
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КУЗНЕЦКА В
ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (1790-1916 гг.)

 

Электронная публикация

Авторы-составители: Г.И. Хлебоказова,
Н.Г. Емшанова, Э.К. Долинская, Т.В. Семенова

При информационной поддержке: МУК «Новокузнецкий краеведческий музей»,
ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»,
МОУ «Гимназия № 10, МОУ «Дом детского творчества № 1»,
МУК «Библиотека им. Н.В.Гоголя», МОУ ДЮЦ «Орион»

При технической поддержке: О.В. Денисовой.

 

ЧАСТЬ I  ПЕРВОЕ НАРОДНОЕ УЧИЛИЩЕ В УЕЗДНОМ КУЗНЕЦКЕ

 

К началу XVIII века в Сибири было возведено около 150 городов и острогов, из них лишь 19 официально функционировали в качестве городов – уездных центров. Кузнецк – первый уездный город, основанный русскими на территории современного Кузбасса [1].

История народного образования Кузнецка насчитывает более 200 лет.

В XVII веке в Кузнецке школ не было, а обучение детей было домашним. Открытие первого учебного заведения в городе связано с реформами Екатерины II в области народного образования России. В этот период правительство впервые предприняло попытку ввести в стране всесословную общеобразовательную школу, в связи с чем в 1782 году в Петербурге была создана Комиссия народных училищ. Через четыре года правительством был опубликован подготовленный данной комиссией «Устав народным училищам в Российской империи», согласно которому в городах разрешалось открывать малые (с двухлетним курсом) и главные (с пятилетним курсом обучения в составе четырёх классов) народные училища[2].

Просветительская деятельность императрицы распространилась и на Сибирь. Всего к тому времени на территории Сибири было открыто 12 народных училищ, главные в Тобольске, Иркутске, Барнауле и девять малых (в Тюмени, Туринске, Таре, Красноярске, Енисейске, Верхне-Удинске, Томске, Нарыме и Кузнецке).

Вследствие Высочайшего повеления, последовавшего в 1786 году о повсеместном открытии народных училищ, в городе Кузнецке было открыто таковое 22 июля 1790 года. Оно было двухклассным с двухгодичным сроком обучения, а изучались в нем учебные предметы первых классов главных училищ. Открытие училища было торжественным – отслужили молебен, организовали праздничный стол, открыли подписку в пользу училища. Собрали 600 рублей, затем еще 154 рубля, на этом пожертвования прекратились.

Позднее согласно «Положению о начальных народных училищах» от 19 июля 1864 года цель учебного заведения определялась так: «Утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» (§ 1). В училище преподавались Закон Божий, чтение «по книгам гражданской и церковной печати», письмо, четыре арифметических действия и церковное пение. Детей принимали в возрасте от 5 до 16 лет. В 1794 году в нем обучались 35 учащихся, из которых: 18 мещанских детей, 7 купеческих, 5 крестьянских и 5 инородцев.

Забота о содержании училища легла на плечи городской Думы, казна которой часто пустовала. Через шесть лет училище было закрыто, во многом этому способствовали ликвидация Колыванского наместничества, в которое входил город и отсутствие в городской казне средств на содержание училища. Дети горожан, как и прежде, стали обучаться у частных учителей: комендантского писаря, подьячего, отставного солдата и других служилых людей.

В своей «Кузнецкой летописи» Иван Семенович Конюхов вспоминает: «…но прежде сего было в Кузнецке народное училище, с которого времени неизвестно, а закрыто около 1800 года, учителем был Максим Гаврилович и дьячок Соборной церкви Семен Яковлевич Хмылев; по закрытию прежнего училища до открытия существующего дети, которых родители желали обучать грамоте, учились у частных людей, учение состояло в славянской азбуке, часослове и псалтыре, и письме, которым наукам и я обучался у пожилой девицы Дарьи Степановны Хабаровой с прочими моими сверстниками, а письму в городовом магистрате у коллежского регистратора Матвея Степановича Старченкова…»[3].

В 1800 году в городе насчитывалось 10 частных учителей, называвшихся мастерами и мастерицами, обучающих около 80 детей. Кроме того, дети казаков, солдат и чиновников отправлялись на обучение в гарнизонные школы Сибири.

Однако в Европейской части России к этому времени уже существовало более 60 типов учебных заведений (приходские и уездные училища, гимназии, пансионы; частные и земские, мужские и женские; казенные, коммерческие, реальные и другие).