Вклад в Победу: Народное образование города Сталинска в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.)

Комитет образования и науки

МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации»

Городской музей образования


Электронная публикация


Вклад В победу:

Народное образование города Сталинска в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)


Авторы-составители: М.Б. Федорцева, Г.И. Хлебоказова

При технической поддержке: А.В. Алейниковой

 

Посвящается всем, кто учился и учил в общеобразовательных учреждениях города Сталинска в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 


Я ступил в тот след

горячий. Я там тоже был. Я жил тогда.

А. Твардовский


Часть I

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) – суровое испытание советского народаи всей системы народного образования

Великая Отечественная война занимает особое место в истории Советского государства. Она была самой тяжелой и самой жестокой из всех войн, когда-либо пережитых нашей Родиной. Осуществляя вероломное нападение на СССР, гитлеровская Германия рассчитывала на «молниеносный» разгром Советской Армии, развал социалистического общества и Советского государства. Однако в час грозной опасности, когда, используя временные преимущества, враг захватил большую территорию нашей страны, советский народ еще теснее сплотился вокруг Коммунистической партии и Советского правительства, проявил подлинный патриотизм, мужество, стойкость, героизм, организованность и дисциплинированность как на фронте, так и в тылу.

Страна смотрела на меня с плаката.

Седая с непокрытой головой.

Она звала меня глазами строгими,

Сжав крепко губы, чтоб не закричать.

И я смотрел с серьезностью недетской

В ее лицо с морщинками у губ.

И лишь на двойки я отвечал немецкий,

Чтоб выразить презрение врагу.

Она звала меня глазами строгими,

Сжав губы крепко, чтобы не кричать.

И мне казалось, что похожа Родина

На тетю Таню из квартиры № 5.

На призыв Коммунистической партии «Все для фронта, все для победы над врагом!» советский народ, его молодежь продемонстрировали в этой войне свои лучшие качества, воспитанные всей системой народного образования.

Мы расскажем о примере лишь отдельных из них, отдельных из 17 девушек двух десятых классов средней школы № 10 города Сталинска, ушедших на фронт в тяжком для страны 1942 году.

Суровый январь 1942 года. В 10 «А» классе идет урок истории, ведет его Таисия Васильевна Коновалова. Одна из ее учениц, Евфалия Латыш вспоминает: «Таисия Васильевна начала с того, что положила перед собой очередной номер газеты «Комсомольская правда» и начала читать очерк «Партизанка Таня». Мы слушали ее, затаив дыхание. Боялись пропустить хоть одно слово. Каждый урок истории был для нас, девчонок и мальчишек 10-й школы, настоящим откровением, заставлял задумываться о смысле жизни».

Ее одноклассница Любовь Разуменко рассказывает: «Однажды мы узнали, что идет мобилизация девушек в зенитные части. Класс был дружным, и все девушки решили пойти на войну. И пошли. Уступив нашей настойчивости, военком включил нас в списки. Вскоре мы получили направление в город Купянск, что под Харьковом. Почти все из нас попали в 4-ю дивизию противовоздушной обороны, в 317-й зенитный полк. Стали овладевать различными военными специальностями. Почти все стали прибористками. Мы рассчитывали угол полета вражеского самолета, его дальность и все эти сведения передавали на командный пункт. В июне 1942 года зенитчиц перебросили в Сталинград, Евфалия Латыш и Надежда Калинина попали на 3-ю батарею в приборное отделение. Начались большие бои за Сталинград. 317-й зенитно-артиллерийский полк был переформирован в 1077-й, который охранял Сталинградский тракторный завод. На этом месте сейчас расположен мемориальный комплекс «Мамаев Курган». Это были очень горячие дни! В книге «На стремнине века» ее автор А. Чуянов писал: «Мужественно сражаются зенитчики, многие из них погибли: к позициям батареи 1077-го полка прорвались немецкие танки, но врага в город не пропустили. 1077-й полк один из первых вступил в бой с фашистами. Зенитчики стойко и мужественно отражали налеты вражеской авиации, вместе с другими отбивали атаки танков и пехоты, стояли насмерть на волжских берегах. Только за два дня боев в августе 1942 года полк уничтожил и подбил 83 танка, 15 автомашин, 2 цистерны с горючим, истребил свыше 3 батальонов автоматчиков и сбил 14 самолетов». В Сталинградском корпусе противовоздушной обороны, в боевых расчетах, будь то у зенитных орудий или у приборов прожекторных установок, большинство составляли женщины.  Сколько героизма проявили наши девушки, находившиеся в войсках противовоздушной обороны! Они продолжали вести огонь даже тогда, когда на них сыпались бомбы, когда в огне и дыму дыбилась земля».

Евфалия Латыш и Надежда Калинина окончили войну в Польше. В июле 1945 года они победителями вернулись в родной город Сталинск [1, с. 162].

Высокую оценку и признание еще в ходе войны заслужили и наши учителя-фронтовики города Сталинска. «Советский учитель, – писала газета «Правда» 16 декабря 1944 года, – делит с командиром Красной Армии честь и славу побед в Отечественной войне».

С первых дней войны в целях специальной санитарно-военной подготовки молодежи в городе Сталинске начали организовываться комсомольские дружины. Многие воспитатели детских садов сразу же записались в состав таких дружин. Командиром одной из них была Анна Сидихина, выделяющаяся среди подруг своей серьезностью и активностью, политруком – Елена Микушина, заражающая всех своей жизнерадостностью.

В эти грозные для страны дни в Кузбассе началось формирование новых стрелковых дивизий № № 237 и 303. Первая из них формировалась в городе Сталинске, в состав которой входил 395-й медсанбат, куда по их заявлениям и были зачислены воспитатели дошкольных образовательных учреждений нашего города. Среди них были: Головатова (Березина) М.И., Сидихина (Келина) А.И., воспитатели детского сада № 5 Кузнецкого металлургического комбината (КМК), Лесникова З.И., воспитатель детского сада № 9 КМК, Микушина (Тимошенко) Е.А., воспитатель детского сада № 1 КМК и Федорова Н.Г., воспитатель детского сада № 24 КМК.

23 апреля 1942 года одними из первых дошкольные работники КМК и города Сталинска проводили своих подруг на фронт!

Первое сражение 237-я дивизия приняла 23 июля 1942 года под городом Воронежем. Особенно жарким был второй день боевой операции. Зинаида Верховцева, описывая эти события пишет: «На рассвете дня над расположением наших частей появились немецкие бомбардировщики. Они шли группами по 6-8 самолетов. За первым заходом последовал второй, третий… Взрывам, казалось, не будет конца, но это было только начало. Едва успели уйти самолеты, как воздух потрясли раскаты артиллерийской канонады. Четыре часа подряд земля рвалась в клочья, словно в горне, нагрелся воздух. Как только умолкли орудия, бойцы передовых подразделений 237-й дивизии увидели наступающие вражеские танки. Танки накатывались огромными валами. За первым валом в 40 стальных крепостей следовал второй в 60. Три дня бойцы 237-й стрелковой дивизии сдерживали яростный натиск противника. Юго-восточнее деревни Ломово враг был остановлен! Во время боев наши войска подбили много танков и автомашин противника, разрушили несколько дзотов и уничтожили около 2000 фашистских солдат и офицеров. Но и наша дивизия понесла огромные потери – из строя выбыла почти половина личного состава дивизии! В одном из этих кровопролитных боев погибла Зинаида Хохлова, санитарка медсанбата, дочь ветерана дошкольной работы города Сталинска Хохловой Екатерины Ивановны, ушедшая на фронт добровольцем» [4, с. 258].

До конца 1942 года 237-я стрелковая дивизия в составе других соединений вела упорные оборонительные бои севернее Воронежа. Дни и ночи уходили на создание прочной, надежной обороны: организовывалась огневая система, рылись ходы сообщения, строились взводные землянки с 2-ярусными нарами и толщиной верхнего покрова в 2.5 метра и в три наката бревен. Практически одновременно с завершением Сталинградской битвы войска Воронежского фронта перешли в наступление. В январе 1943 года в районах Воронеж – Касторная (с запада) и Острогожск – Россошь
(с юга) наши войска устроили врагу два «котла», куда попало около 30 дивизий Гитлера!

В сентябре 1943 года 835-я и 838-я стрелковые полки 237-й дивизии штурмом овладели городом Пирятин. За проявленное при этом военное искусство, мужество и отвагу бойцов приказом Верховного Главнокомандующего 19 сентября 1943 года 237-й стрелковой дивизии было присвоено наименование  Пирятинской. Началась военная операция по освобождению Киева. В сентябре Марии Головатовой-Березиной было присвоено звание сержанта-санинструктора и она была переведена из медсанбата в третью роту второго батальона 838-го стрелкового полка, в котором с декабря 1942 года в звании сержанта-санинструктора уже служила Зоя Лесникова. Много дней подряд на правом берегу Днепра 237-я стрелковая дивизия вела тяжелые кровопролитные бои с двумя танковыми полками дивизии СС «Рейх». Но решающими атаками Пирятинские полки вынудили немцев отступить. 6 ноября 1943 года Киев был освобожден! 27 декабря 1943 года в районе Киева была тяжело ранена в ногу Зоя Лесникова. После полученного ранения она стала инвалидом. В течение всей Великой Отечественной войны  наши фронтовики – педагоги дошкольных образовательных учреждений города Сталинска вместе с бойцами роты ходили в атаку и разведку, удерживали оборону, жили в окопах, совершали длинные переходы, неоднократно испытывая на себе холод и голод военного лихолетья. Все они награждены медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», нагрудным знаком «Отличник медицинской службы»!

Подчеркивая особую роль учителя-воина в годы минувшей войны, Маршал Советского Союза А. М. Василевский говорил, что «он и на фронте, в окопах оставался верным своей профессии: личным примером учил, как надо воевать».

В жестоких боях с фашизмом на разных фронтах Великой Отечественной войны воевали 275 педагогов города Сталинска, среди которых 40 женщин, 19 педагогов-воинов стали участниками завершающей Берлинской операции, 54 педагогических работника, самые яркие представители педагогического сообщества нашего города, пали смертью храбрых.

Вспомним их поименно! Склонимся перед ними в земном поклоне! Вечная им слава и память!

Неотъемлемой частью в великую Победу, добытую советским народом и его вооруженными Силами в Великой Отечественной войне, вошли трудовые подвиги учителей, многогранная деятельность различных педагогических коллективов и их воспитанников, комсомольской и пионерской организаций учебных заведений города Сталинска.

Условия военного времени продиктовали системе образования задачи, имеющие большое государственное значение. Это:

  • организация бесперебойной работы и обеспечение охвата всех детей школьного возраста обязательным обучением;
  • повседневная забота о детях, чьи родители были призваны в армию или заняты на производстве;
  • перестройка учебно-воспитательного процесса и преподавание всех учебных дисциплин учебного плана;
  • вооружение школьников твердыми знаниями и навыками в целях подготовки их к труду и обороне Родины;
  • усиление идейно-политического, патриотического воспитания учащихся и укрепление их дисциплины;
  • улучшение военно-физической подготовки, выучки и закалки юношей и девушек;
  • всемерное развертывание массовой оборонной и политико-просветительской работы среди учащихся и населения;
  • оказание активной помощи фронту, промышленному производству, совхозам и колхозам страны, семьям фронтовиков.

2 июля 1941 года эти задачи были опубликованы в совместном обращении Наркомпроса Российской Федерации, Центральных комитетов профсоюзов работников начальной и средней школы, высшей школы и научных учреждений, политико-просветительских учреждений, детских садов и детских домов «Ко всем педагогическим работникам» [6, с. 2].

Как показал опыт Великой Отечественной войны, советский учитель полностью оправдал оказанное ему доверие, справился с выполнением всех поставленных перед ним задач, внеся свой достойный вклад в достижение Победы.

Учителя города Сталинска в период Великой Отечественной войны показали яркие примеры высокого понимания своего гражданского долга как на фронте, так и в тылу. Те их них, кто оставался на своем профессиональном посту, глубоко осознавали серьезность поставленных перед ними задач, отдавали все свои силы делу воспитания и обучения детей. В условиях войны труд учителя стал делом особой важности. «Никаких скидок на военную обстановку!» – таково было основное требование, сформулированное педагогами к работе учителей того времени. Не ограничивая свою деятельность стенами школы, учителя откликались на любое событие общественной жизни, становились инициаторами многих патриотических начинаний. Не было практически ни одного политического, хозяйственного, оборонного мероприятия, в проведении которого не принимали бы самого непосредственного участия учителя нашего города, часто решая успех того или иного дела.

В самые первые дни войны многие из них, отказавшись от своих отпусков, поспешили в образовательные учреждения, включившись в активную общественно полезную работу. С уходом в армию большого числа педагогов в школу вернулись десятки учителей-пенсионеров. Уже летом 1941 года многие учителя оказали существенную помощь сельскому хозяйству, приняв вместе со своими учениками непосредственное участие в полевых работах. Многие учителя явились инициаторами движения за спасение осиротевших детей. Сотни учителей приняли участие в оказании помощи семьям воинов Советской Армии, занимались с населением города по программе противовоздушной и химической обороны, руководили группами самозащиты и т.д. Среди первых были учителя и в деле организации народной помощи фронту, мобилизации средств, необходимых для ведения войны.

«В этом исключительно государственной важности деле особо должно быть отмечено советское учительство. Учителя вносили в фонд обороны свои личные сбережения, все трудодни, заработанные ими в колхозах во время летних отпусков, оказывали помощь в организации сбора материальных и денежных средств для фронта, разъясняя населению, куда и на что идут взносы в фонд обороны» [5, с.21].

На любом участке порученного им дела, преодолевая порою огромные трудности, учителя изо дня в день успешно решали поставленные перед ними задачи, помогая народу в его борьбе с фашизмом.

Педагоги, находившиеся в тылу, в городе Сталинске стояли в одном строю с доблестными солдатами нашей армии. Они были незримыми участниками тяжелых поражений, великих побед и штурма Берлина.

Их работа определялась нуждами фронта, несмотря на то, что они находились далеко от театра военных действий.