Коваленко Наталья Владимировна

доцент кафедры менеджмента и общего образования,
кандидат педагогических наук

Высшее образование.

Новокузнецкий государственный педагогический институт (1986 г.), специальность «Физическое воспитание», квалификация «Учитель физической культуры».

Профессиональная переподготовка по программам:

  • «Психология» (2004 г.).
  • «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» (2009 г.).
  • «Теория и практика управления образованием» (2010 г.).
  • «Преподаватель психологии» (2015 г.).

Ученая степень – кандидат педагогических наук (2002 г.).

  • Теория и методика физической культуры и спорта.
  • Методика обучения безопасности жизнедеятельности.
  • Здоровьесберегающая компетентность педагогов в условиях введения ФГОС ОО.
  • Инновационная деятельность образовательных организаций по актуальным вопросам образования.
  • Современные технологии в образовании взрослых.
  • Психолого-педагогические технологии формирования метапредметных результатов учащихся в условиях реализации ФГОС.
  • Обобщение и представление педагогического опыта участников конкурсов профессионального мастерства.
  • Развивающие методики и приемы мотивации и повышения интереса к уроку.

  • Почетный работник общего образования РФ (2006 г.).
  • Почетный педагог России (золотая медаль за высокие достижения в научной и практической деятельности, распространение передового педагогического опыта и огромный вклад в развитие образования, 2014 г.).
  • Лауреат Всероссийского общественного проекта «Трудовая Слава России» (2014 г.).
  • Почетные грамоты Совета народных депутатов г. Новокузнецка, КОиН администрации г. Новокузнецка, МАОУ ДПО ИПК г. Новокузнецка за вклад в развитие муниципальной системы образования, за высокие профессиональные качества, ответственное отношение к делу, добросовестный труд.
  • Почетные грамоты Департамента Образования и науки Кемеровской области.
  • Медаль «За веру и добро» (2012 г.).

Медали за конкурсные материалы:

— «Программно-методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ОУ»: серебряная медаль на XVII специализированной  выставке-ярмарке «Образование. Карьера. Занятость» (2015 г.).

По вопросам реализации ФГОС ООО и введения СОО:

  • Приемы обобщения и представления педагогического опыта участников конкурсов профессионального мастерства.
  • Формирование здоровьесберегающей компетентности педагогов в условиях введения ФГОС.
  •  Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности педагога в условиях реализации ФГОС ООО.
  • Формирование метапредметных результатов учащихся в условиях реализации ФГОС ОО.
  • Учебная ситуация как структурная единица учебной деятельности в контексте ФГОС ООО.
  • Психологические основы организации учебной деятельности.
  • Современный урок в условиях реализации ФГОС общего образования.

По вопросам подготовки заместителей руководителя образовательного учреждения по безопасности жизнедеятельности:

  • Нормативно-правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательного учреждения.
  • Проектирование здоровьесберегающей и безопасной среды в образовательном учреждении в условиях  реализации ФГОС.
  • Обеспечение антитеррористической защищенности в образовательном учреждении.
  • Организация мероприятий по предупреждению травматизма и несчастных случаев с обучающимися в образовательном учреждении.

По методике преподавания физической культуры:

  • Методические аспекты преподавания  физической культуры в условиях реализации ФГОС ООО.
  • Организационно-методические основы внедрения ВФСК «Готов к труду и обороне».
  • Подготовка учащихся к олимпиаде по физической культуре.
  • Психологические аспекты физической культуры.
  • Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
  • Педагогические технологии физического воспитания.

По методике преподавания ОБЖ:

  • Методика оказания первой медицинской помощи.
  • Подготовка учащихся к олимпиаде по ОБЖ.
  • Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроке ОБЖ.
  • Проектная и исследовательская деятельность на уроках ОБЖ в условиях введения ФГОС ООО.

По вопросам подготовки тренеров-преподавателей ДЮСШ:

  • Программно-методическое обеспечение деятельности тренера-преподавателя в современных условиях.
  • Теория и методика физической культуры и спорта.
  • Психологическое обеспечение спортивной деятельности.

По вопросам подготовки инструкторов по физической культуре ДОУ:

  • Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности инструктора физической культуры ДОО в условиях реализации ФГОС.
  • Содержание и методика физического развития детей раннего и дошкольного возраста.
  • Проектирование образовательных программ дошкольного образования.
  • Современные педагогические технологии в практике инструктора физической культуры ДОУ.

Общий стаж – 34 года.

Стаж научно-педагогической работы – 19 лет.

1983-1993 г.г.: ДЮСШ Новокузнецкого района, заведующий учебной частью.

В МАОУ ДПО ИПК с 1993 года по настоящее время:

  • методист, доцент кафедры биологии и валеологии;
  • доцент кафедры теории и методики общего образования;
  • доцент кафедры менеджмента и общего образования.

Автор 22 учебных изданий и 139 научных работ.

Учебные издания:

  • Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях. Медико-физиологические и психолого-педагогические основы мониторинга : методическое пособие Ч. 3. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2006. – 213 с.
  • Система непрерывного физического воспитания как условие адаптации, развития личности, формирования здорового образа жизни : учебное пособие : М. : Изд.-во «Омега-Л», 2013. – 435 с.
  • Здоровьесберегающий потенциал физического воспитания в системе образования : учебно-методическое пособие. — Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2013. – 122 с.
  • Учебная ситуация как средство формирования универсальных учебных действий у учащихся в условиях реализации ФГОС ОО: учебно-методические пособие. – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2017. – 106 с.

Научные работы:

  • Педагогические основы здоровьесберегающей и безопасной деятельности в образовательном учреждении условиях ФГОС ООО : монография. — Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2015. – 94 с.
  • Самоопределение личности педагога в структуре профессиональной деятельности // Теория и практика педагогической науки в современном мире : традиции проблемы инновации : мат. междунар. науч.-практ. конф. 17-18 фев. 2012 г. Часть 3. – Новокузнецк : Изд-во КузГПА, 2012. – С. 84-87.
  • Акмеологический подход к развитию профессионального мастерства педагога физической культуры // Физическая культура, здравоохранение и образование: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти В.С. Пирусского 13-14 ноября 2014 г. / под общ. ред. Шилько В.Г., Капилевич Л.В., Загревский О.И. – Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2014. – С. 229-232.
  • Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС // Образование и наука в современных условиях [Текст]: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 апр. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 89–91.
  • Инновационный проект как средство развития профессионализма педагога // Профессионализм педагога как условие муниципальной системы образования : материалы науч.-практ. конф. 26-28 августа 2016 г. / под общ. ред. Ю.А. Соловьевой, Н.П. Недоспасовой, Е.А. Нагрели – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2016. – С.45 – 49.
  • Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности образовательной организации // Сборник публикаций мультидисциплинарного научного журнала «Архивариус» по материалам XVIII международной научно-практической конференции 2 часть: «Наука в современном мире» г. Киев: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). – К. : мультидисциплинарный научный журнал «Архивариус», 2017. – С. 11-16.
  • Формирование активной позиции педагогов в создании здоровьесберегающей образовательной среды // Муниципальная система образования: пространство образовательных возможностей и общественного диалога : материалы науч. — практ. конф. 23 — 25 августа 2017 г. / под общ. ред. Ю.А. Соловьевой, Н.П. Недоспасовой, Е.А. Нагрели – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2017. – С.103 – 107.
  • Формирование универсальных учебных действий у обучающихся в условиях реализации ФГОС // Человек, общество и культура в XXI веке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2017 г.: в 5 ч. / под общ. ред. Е. П. Ткачевой. – Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. – Часть III. – С. 124-128. Электронная версия сборника находится в свободном доступе на сайте: issledo.ru.

Список опубликованных учебных изданий и научных трудов

Исследования

  • «Социальные медиа как среда повышения квалификации педагогов» (2011-2013 гг.).
  • «Построение индивидуальных образовательных маршрутов как средства персонализации профессионального развития педагогов» (2014-2017 гг.).

Научно-методическое сопровождение муниципальных научно-методических проектов

  • «Стандарты второго поколения: от концепции к практике» (2009-2015 гг.).
  • «ФГОС ООО: от теории к практике» (с 20016 года по настоящее время).

Научно-методическое сопровождение инновационных площадок

  • «Формирование здоровья и развитие личности детей и подростков в процессе физического воспитания познавательно-развивающей направленности в образовательных учреждениях юга Кузбасса» (федеральная инновационная площадка «МБОУ СОШ № 6», МБДОУ ДОУ № 115 г. Новокузнецк, «МБОУ СОШ № 31», МБДОУ ДОУ № 54 г. Осинники, 2005-2010 гг.).
  • «Акмеологическое сопровождение здоровьесберегающей социально адаптированной среды в условиях ведомственной направленности» (федеральная инновационная площадка НОУ «Школа-интернат № 19», 2012-2017 гг.).
  • «Модель формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательной школе на основе реализации системы непрерывного физического воспитания» (региональная инновационная площадка МБОУ «СОШ № 6», 2010-2015 гг.).
  • «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях внедрения ФГОС на этапах начального, основного и среднего образования» (региональная инновационная площадка МБОУ «СОШ № 52», 2013-2017 гг.).
  • «Школа здоровья и развития» (муниципальная инновационная площадка МБОУ «СОШ № 6», 2004-2010 гг.).
  • «Формирование здоровьесберегающей компетенции педагогов в условиях введения ФГОС» (МБОУ «СОШ № 52», с 2014 г. по настоящее время).
  • «Модель формирования общественных инициатив по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся» (муниципальная инновационная площадка МБОУ СОШ № 91») (с 2016 г. по настоящее время).

  • Член научно-методического совета МАОУ ДПО ИПК (с 2006 г. по настоящее время).
  • Член городского координационного Совета по сохранению и формированию здоровья (с 2006 г. по настоящее время).
  • Соруководитель научно-методического проекта «Образование и здоровье: современные условия, новые возможности» (с 2009 г. по настоящее время).
  • Руководитель научно-методического проекта «Тьюторство как эффективная форма методической подготовки учителя в условиях введения ФГОС основного общего образования».
  • Эксперт конкурсных материалов ЗАО «Кузбасская образовательная выставка-ярмарка «Образование. Карьера. Занятость» (с 2014 г. по настоящее время).
  • Автор дополнительных профессиональных программ: «Психолого-педагогические основы, теория и методика преподавания физической культуры», «Педагогика дополнительного образования: физическая культура и спорт», «Дошкольное образование: психолого-педагогические и методические аспекты образовательной деятельности инструктора по физической культуре в условиях реализации ФГОС», Теория и методика обучения ОБЖ в условиях реализации ФГОС общего образования», «Приемы обобщения и распространения педагогического опыта» и др.
  • Научный руководитель дополнительных программ профессиональной переподготовки: «Теория и методика преподавания физической культуры и спорта», «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»